Земноводные из Тольятти

Автор: Александр Костянов | .

PICT0224

Специальные автомобили сверхвысокой проходимости настолько сильно отличаются по своей конструкции от обычных, что присутствуют на рынке исключительно в качестве продукции небольших компаний. Одна из таких – тольяттинское ОАО «ПСА «БРОНТО», вот уже более девятнадцати лет занимающееся разработкой и производством различных моделей спецавтомобилей.

От бронеавтомобилей – к супервездеходам
В январе 1993 года в составе Научно-технического центра ОАО «АВТОВАЗ» было образовано Производство специальных автомобилей, главной задачей которого в то время являлся выпуск автомобилей повышенной защищенности – «броневиков». С 1 июля в ПСА было начато производство серийных бронированных автомобилей модели ВАЗ-2121Б, выполненных на базе популярной «Нивы».
В 1994 году было реализовано более 200 бронированных машин, что дало возможность коллективу компании не только расширить номенклатуру «броневиков», но и начать работы и над абсолютно новыми проектами.
Так, на Московском автосалоне 1995 года тольяттинская компания впервые показала снегоболотоход «МАРШ» (заводское обозначение БРОНТО 1922-00), мелкосерийный выпуск которого начался в 1996 году. Кстати, название «МАРШ» имеет французское происхождение и означает «болото». И это неспроста. Ведь уникальные машины на пневмоколесных движителях сверхнизкого давления (разработанных и изготавливаемых компанией «ТРЭКОЛ») как раз и предназначены для перевозки грузов и пассажиров по грунтам с низкой несущей способностью – заболоченным участкам, песку, снежной целине и даже для преодоления… водных преград.
PICT0143

Уже целое семейство
В основу конструкции новинки легли два популярнейших отечественных внедорожника – «Нива» и УАЗ. От первой используются кузов, двигатель, коробка передач и раздаточная коробка. А вот рама, на которую с помощью специальных резиновых подушек устанавливается «нивовский» кузов, и ведущие мосты с рессорной подвеской – «уазовские». Правда, мосты эти не совсем стандартные. В разъемные картеры типа «Тимкен» установлены самоблокирующиеся дифференциалы кулачкового типа, кроме того, мосты комплектуются «военными» колесными редукторами. Таким вот оригинальным образом было увеличено передаточное число трансмиссии, необходимость которого обусловлена применением колес очень большого диаметра. Благодаря же широкому использованию узлов и агрегатов заводского производства создателям «МАРША» удалось обеспечить сравнительно невысокую себестоимость производства снегоболотоходов, а также хорошую ремонтопригодность даже в самых отдаленных регионах страны.
В 2003 году дебютировал более вместительный «МАРШ-2» (1922-10) с кузовом от минивэна ВАЗ-2120 «Надежда». Однако вскоре ВАЗ прекратил производство минивэнов, поэтому и выпуск «МАРША-2» завершился достаточно быстро. В настоящее время изготавливаются несколько модификаций тольяттинских снегоболотоходов: «МАРШ-ЛОНГ» (1922-50) имеет кузов от пятидверной «Нивы» ВАЗ-2131, «МАРШ-СПАСАТЕЛЬ» (1922-51) – четырехдверный (две двери справа, по одной двери слева и сзади) кузов с высокой крышей от медицинского ВАЗ-2131-45, а «МАРШ-ПИКАП» (1922-53) – двухдверный кузов с открытой грузовой платформой от ВАЗ-2329. Ну а для «МАРШ-КОМБИ» (1922-55) предусмотрен специальный пятидверный кузов с высокой крышей, увеличенным багажным отделением и задней распашной дверью. Два года назад появилась еще одна модификация «МАРША» – пожарный автомобиль.

Высоко сижу, далеко гляжу
PICT0037Нам довелось опробовать «классический» трехдверный «МАРШ-1» с кузовом от ВАЗ-21214. В качестве дополнительного оборудования он был оснащен электролебедкой, большим люком в крыше, четырехфарной системой освещения, раздвижными окнами боковин и окрашен в опциональный цвет «камуфляж». Кстати, кроме того, по желанию можно заказать еще и два дополнительных бензобака по 70 литров, электростеклоподъемники, предпусковой подогреватель двигателя, фару-искатель, буксирное устройство, экспедиционный багажник и даже… специальный прицеп. Попасть в высоко расположенный над землей салон «МАРША» оказалось достаточно несложно. Помогли мне в этом удобная широкая подножка, «подвесная» ступенька, а также дополнительная ручка, расположенная снаружи кузова прямо за дверью. Ну а внутри снегоболотоход практически ничем не отличается от самой обычной «Нивы». Но это пока не посмотришь в окна. Вот тут-то и становится ясно, что едешь не в обычной машине – водители грузовиков находятся практически на одном уровне с нами!
Так как регистрируются снегоболотоходы не в ГИБДД, а в органах Гостехнадзора, то для их вождения необходимо иметь «тракторные права». По причине отсутствия у меня таковых, перегон по асфальтовым дорогам к месту теста осуществлял один из опытнейших водителей-испытателей компании «БРОНТО» Олег Волков. Под его управлением «МАРШ» достаточно легко разгонялся, уверенно тормозил и весьма резво проходил повороты.
PICT0224Однако на шоссе машина заметно галопировала (что неудивительно при таком соотношении диаметра колес и базы), а также рыскала, попадая в накатанную большегрузами колею, поэтому наша крейсерская скорость составляла 55 – 60 км/ч. Но вот мы уже съезжаем на грунтовку, ведущую к лесному озеру.

Нам нет преград
Как говорилось выше, «МАРШ» главным образом предназначен для эксплуатации на слабых грунтах. Ведь специальные шины «ТРЭКОЛ» сверхнизкого давления оказывают давление на опорную поверхность в пределах всего-навсего 0,3 кг/см², благодаря чему машина не проваливается и, к тому же, абсолютно не повреждает верхние слои почвы. В этом мы убедились, вдоволь наездившись по сухому и потому очень мягкому и сыпучему песку.
Так вот, как мы с Олегом не пытались засадить снегоболотоход, нам это не удалось! «МАРШ» не только уверенно двигался по горизонтальным участкам, но и не менее уверенно штурмовал крутющие подъемы и спуски. И это по сухому-то песку! И это при верхней величине давления в шинах (0,4 кг/см²), специально установленной для перегона по асфальтовой трассе. Кстати, по этому случаю есть пожелание к производителю – отнюдь не лишними были бы на этой уникальной машине компрессор с системой, позволяющей регулировать давление в шинах прямо с рабочего места водителя. Однако поистине превосходные ходовые качества машины даже на полном бездорожье достигаются не только благодаря оказываемому ей низкому давлению на опорную поверхность, но и из-за просто феноменальных показателей геометрической проходимости. По величине клиренса (510 мм) PICT0035«МАРШ» заметно превосходит не только все легковые внедорожники, но и… армейский «УРАЛ». А теперь давайте внимательно посмотрим на снегоболотоход в профиль. Угол рампы таков, что вряд ли найдется перелом местности, на котором машина засядет «брюхом». Но больше впечатляет не это. Так как и спереди, и сзади крайними точками по длине являются колеса, то об углах въезда и съезда даже говорить не приходится – теоретически «МАРШ» может въехать и съехать с вертикальной стены!
Кроме того, и кулачковые «самоблоки» в обоих мостах исправно делают свое дело, внося немалую лепту в обеспечение проходимости. В общем, на суше тольяттинский снегоболотоход практически не знает преград.

МАРШ в воду!
PICT0096

Ну а теперь пора бы перейти и к самой интересной части теста – «водным процедурам». Сразу хочу заметить, что кузов «МАРША» не обладает герметичностью, поэтому его плавучесть обеспечивается опять таки его уникальными тонкостенными шинами с высокопрочным кордом. Их большой внутренний объем (по 650 л каждое) позволяет удерживать на воде до 2400 килограммов! Так что машина полной массой чуть более двух тонн в этом плане очень похожа на… поплавок.
Да и само передвижение по водным поверхностям осуществляется только за счет вращения колес. Поэтому от форсирования рек с достаточно быстрым течением, или же крупных водоемов, где могут появиться волны, стоит воздержаться. А вот небольшие спокойные озера – это для нашего снегоболотохода как раз то, что «доктор прописал». В правильности данного утверждения я убедился на собственном опыте.
Ощущения от плавания на «МАРШЕ», доложу вам, самые превосходные! Можно, конечно, прибавить «газку», при этом вокруг колес возникают эффектные буруны, но скорость передвижения отнюдь не возрастает. А вот на средних оборотах, когда машина не спеша, но уверенно преодолевает водную преграду, хорошо открыть люк в крыше, высунуться из него и созерцать окружающую вас природу…

PICT0185
Конечно же, основными покупателями «МАРШЕЙ» являются корпоративные клиенты – нефтяные и газовые предприятия, органы связи, аэродромные службы, а также администрации населенных пунктов северных регионов. Однако все большей популярностью начинают пользоваться эти интересные машины и у частных владельцев, тех, кто любит проводить свое свободное время не лежа на диване, а на охоте, рыбалке или просто путешествуя с друзьями по родному краю.

PICT0040PICT0119PICT0128PICT0143PICT0191PICT0195PICT0131 1PICT0174

Александр Костянов

Технические характеристики снегоболотоходов «МАРШ» (данные производителя)

 

«МАРШ-1»

1922-00

«МАРШ-ЛОНГ»

1922-50

Количество дверей/мест

3/4-5

5/5

Длина/ширина/высота, мм

4375/2550/2200

4850/2550/2200

Колесная база, мм

2685

3160

Колея передних и задних колес, мм

2100

Дорожный просвет, мм

510

Масса в снаряженном состоянии, кг

1700

1860

Полезная грузоподъемность, кг

400

350

Модель двигателя

ВАЗ-21214

Рабочий объем двигателя, л

1,690

Мощность двигателя, кВт/л.с.

59,5/80,9

Максимальная скорость движения, км/ч:

 

- по шоссе

70

- по воде

4

Расход топлива, л/100 км/ч:

 

- при скорости 50 км/ч на шоссе

14,2

- на бездорожье

18,8

20,1

Емкость штатного топливного бака, л

43

65

Размер шин сверхнизкого давления

1300х600х533

Рабочее давление в шинах, кг/см²

0,1 – 0,4

 

Ссылки