«Ниве» – 34 года!

Автор: Александр Костянов | .

«Ниве» – 34 года!
(Краткая история модели и её модификаций)
2121_1974_2
Ты помнишь, как все начиналось...
В1971 году,  через год после начала производства ВАЗ-2101, специалисты управления главного конструктора ВАЗа начали проектирование автомобиля, предназначенного для сельской местности. Молодому творческому коллективу (ведущий конструктор Пётр Михайлович Прусов, дизайнер Валерий Павлович Сёмушкин) удалось буквально на одном дыхании создать уникальную модель, которая открыла новую эру в истории полноприводных машин. Впервые в мире для автомобилей такого класса был использован кузов несущей конструкции, передние дисковые тормоза, сочетание независимой передней подвески и зависимой пружинной задней, а также дифференциальный постоянный привод колес обеих осей с принудительной блокировкой дифференциала. Благодаря этому в машине успешно сочетаются неплохой уровень комфорта и великолепная проходимость.


vaz-2121-nivaСерийный выпуск ВАЗ-2121 начался 5 апреля 1977 года. А уже год спустя на Международной выставке в Брно «Нива»  была признана лучшим в своем классе автомобилем и получила золотую медаль. Но это было только началом ее грандиозного успеха. Машина, изначально создававшаяся как транспортное средство для «советских тружеников села», быстро сумела покорить практически все страны и континенты.
В 1993 году начался выпуск модернизированной версии 21213, получившей двигатель объемом 1,7 литра с бесконтактной системой зажигания, дверь задка с проемом до бампера, оригинальные задние фонари, новую панель приборов и сиденья с тканевой обивкой, позже была освоена и модификация мотора с центральным впрыском топлива.

От трех до пяти
Параллельно в дочерних компаниях ВАЗа началось производство многочисленных версий «Нивы». В частности, в рамках работ по созданию новой версии внедорожника были изготовлены ходовые макеты с увеличенной на 500 мм колесной базой. Эти машины успешно прошли все испытания и оказались настолько удачными, что было принято решение начать их мелкосерийный выпуск в опытно-промышленном производстве.
vaz-2129Так появились трехдверные ВАЗ-2129 с колесной базой 2700 мм, пользовавшиеся определенным успехом. Однако их широкое распространение сдерживалось низкой мощностью двигателя и затрудненным процессом попадания на заднее сиденье. Первая проблема решилась после начала выпуска на ВАЗе 1,7-литрового мотора. Ну а для облегчения посадки-высадки задних пассажиров в 1994 году было начато производство пятидверной версии – ВАЗ-2131 (ведущий конструктор Николай Тазтдинов). vaz-2131
Первые в истории ВАЗа внедорожники с пятью дверями вышли из ворот ОПП в 1995 году и стали очень популярными не только у автолюбителей, но и у корпоративных клиентов. Последнее стало возможным благодаря тольяттинской фирме «Моторика», которая разработала на их базе и уже в 1996 году освоила выпуск специальных версий для пожарной службы и МЧС. Годом позже появились спецмашины для МВД, служб радиационного, химического и экологического мониторинга.

vaz-2121-44239Со временем от переоборудования внедорожников «Моторика» перешла к самостоятельной сборке санитарных автомобилей и пикапов. Сначала выпускались только пикапы с двухместной кабиной (грузоподъемность 350 кг), затем появилась также и наиболее популярная их версия с удлиненной пятиместной кабиной (грузоподъемность 200 кг). Пикапы ВАЗ-2329 (ведущий конструктор Эдуард Чмелев), имеют несущий кузов и стандартную «нивовскую» пружинную подвеску заднего моста. Для увеличения  грузового отсека величина заднего свеса увеличена на 300 мм с соответствующим увеличением габаритной длины. На базе пикапа 2329 была также разработана очень интересная версия «МС-1» (ведущий конструктор Павел Фёдорович Попов) – специальный спасательный автомобиль, предназначенный для работы в условиях чрезвычайных ситуаций, а также для выполнения монтажно-строительных работ.

VAZ2131-45_2Дальше – больше. На платформе с удлиненным задним свесом был освоен выпуск автомобиля медслужбы с оригинальным четырехдверным кузовом (одна дверь слева, две двери – справа, одна – сзади). Отличительными особенностями модели, получившей обозначение 2131-45, являются также увеличенная на 240 мм высота крыши и наличие специального медицинского оснащения.
В настоящее время пикапы 2329 общего назначения и их специальные версии для МЧС, а также медицинские и полицейские модификации на платформе ВАЗ-2131 производит тольяттинская компания «Супер-Авто Холдинг».

«Надежда» – сестра «Нивы»
autowp.ru_vaz_2120_nadezhda_1В 1998 году ВАЗ впервые в России освоил производство минивэнов, использовав для этого платформу ВАЗ-2131. С целью быстрейшего освоения модели ВАЗ-2120 (ведущий конструктор Николай Тазтдинов, дизайнер Олег Шапкин) при ее проектировании было использовано много узлов и деталей от уже выпускавшихся в то время автомобилей. Однако по мере роста производства ВАЗ-2120 стало ясно: минивэн должен быть более оригинальным, иметь не только большее количество «родных» комплектующих, но и, так сказать, «свое лицо».

К чести создателей машины они быстро осознали необходимость доработки и сумели оперативно начать работы по совершенствованию автомобиля. С целью повышения динамических качеств вазовского минивэна на нем вскоре начал применяться изготавливаемый в опытно-промышленном производстве ОАО «АВТОВАЗ» двигатель с увеличенным до 1,8 литра рабочим объемом. Новый мотор, помимо лучшей динамики, за счет хорошей эластичности обеспечивал и более высокие тяговые характеристики, что особенно важно для тяжелого полноприводного автомобиля.

lada_2120_1Применение на ВАЗ-2120 в качестве стандартного оборудования гидроусилителя рулевого управления значительно повысило безопасность движения и ощутимо снизило усилие на рулевом колесе.  А в качестве опции стали устанавливаться легкосплавные колесные диски с низкокопрофильными шинами. В дальнейшем «Надежда» (такое «народное» название получил ВАЗ-2120) подверглась «пластической операции», благодаря которой стала выглядеть гораздо привлекательнее. Вместо устаревших круглых фар стали устанавливаться прямоугольные от LADA 110, а задние фонари от «Оки» были заменены новыми, разработанными специально для «двадцатки».

В соответствии с «законами жанра» ВАЗ-2120 имел однообъемный кузов с тремя рядами сидений, который  вмещал семь человек (2+3+2), и сдвижную боковую дверь, ведущую в пассажирский отсек. Дополнительный уровень комфорта в салоне обеспечивался вторым отопителем, работой которого управляли сами пассажиры.

И экзотика, и коммерция
marsh1_na_prirodeУникальные снегоболотоходы «МАРШ» с использованием кузовов, двигателя и, частично, трансмиссии «Нивы» выпускаются дочерней фирмой ВАЗа – «Производство специальных автомобилей «БРОНТО» с 1996 года. Там же с 1995 по 2003 год делали внедорожник с увеличенной на 300 мм колесной базой (ведущий конструктор Сергей Александрович Самойлов) под названием «Фора» и инкассаторский броневик на его базе - «Форс». Было изготовлено несколько машин с открытым кузовом – «Ландоле». На одном из таких автомобилей ездят медведи в цирке на Цветном бульваре.

rusproruv_auto_19_По специальным заказам на шасси ВАЗ-2131 и «Фора» изготавливались модификации «News Hunter» («Охотник за новостями»), предназначенные для использования как печатными, так и электронными средствами массовой информации.

 



810На платформе «Нивы» производятся и коммерческие автомобили. Так, тольяттинской фирмой «ВАЗинтерСервис» был спроектирован легкий развозной грузовичок (ведущий конструктор Валерий Петрович Яковлев) с использованием кузова, двигателя и узлов шасси ВАЗ-2121 (начало выпуска – 1998 год). Абсолютно оригинальной является задняя часть машины. К передней части стандартного несущего кузова приварена полурама лестничного типа с усилителями жесткости. А на ней установлены настоящие грузовые рессоры - с основной рессорой и дополнительным подрессорником, который начинает действовать только при определенной нагрузке автомобиля, то есть такая подвеска имеет прогрессивную характеристику. Данное решение позволило существенно увеличить грузоподъемность машины (до 490 килограммов при двух человеках в кабине) без значительного снижения комфорта при движении в порожнем состоянии.

vis23461_05Семейство включает в себя три модификации. Базовая – ВИС-2346 имеет двухместную кабину и 1,85-метровую грузовую платформу грузоподъемностью 490 кг. Удлиненная двухместная кабина и кузов длиной 1,56 метра характеризуют модификацию 23464. Наиболее же популярной является версия 23461 с полноразмерной пятиместной кабиной, а также платформой длиной 1,22 метра и грузоподъемностью 350 кг (при пяти человеках в кабине). По заказу на все эти автомобили устанавливаются пластиковые надстройки или цельнометаллические изотермические фургоны.

vis23461_06Но специалисты «ВИСа» не удовлетворились достигнутым – в 2001 году появился опытный образец автомобиля «Капрал» с оригинальной «ломающейся» (сочлененной) рамой. Кабина этого автомобиля была соединена с задней полурамой специальным шарниром, что позволяло ей вращаться относительно кузова на угол до 40?. Таким образом, «Капрал» легко преодолевал самые сложные участки пересеченной местности без каких-либо признаков диагонального вывешивания, а использование гидравлического усилителя в рулевом управлении давало возможность водителю без проблем выбирать самый оптимальный маршрут.

VISs2348Еще одним направлением совершенствования пикапов является использование узлов от более современных моделей. В частности, модель 2348 при шасси полностью аналогичном модели 2346 имеет переднюю часть кузова от «Самары 2», что придает этому пикапу динамизм и привлекательность. Помимо двухместной модификации предусмотрена и пятиместная.

image_4Оригинальной разработкой является экспериментальная модель «Пилигрим». Блок-фары, решетка радиатора, верхняя часть переднего бампера, капот, крыша и двери этого автомобиля использованы от LADA 110, а на месте привычного багажника расположен грузовой отсек, выполненный в стиле американских пикапов. Однако высокая посадка кузова и колеса с шинами размерности 235/75R15, имеющими внедорожный рисунок протектора, говорят о том, что все не так просто – «Пилигрим» имеет интегрированную в «десятый» кузов раму (что значительно повышает жесткость всей конструкции), на которой установлены «нивовские» узлы и агрегаты. Причем передняя подвеска стандартная, а балка заднего моста соединена с рамой передними рессорами от «ГАЗели».

«Нива» и экология
Как уже говорилось, ВАЗ-2121 быстро стал очень популярным во многих странах, в том числе и западноевропейских. Но в конце прошлого века в Западной Европе начался экологический бум, и карбюраторные машины оказались там вне закона. Чтобы сохранить экспортные поставки на прежнем высоком уровне, вазовцы пошли тогда двумя путями.
Во-первых, на части стандартных двигателей рабочим объемом 1,7 литра вместо привычного карбюратора стала использоваться система центрального (одноточечного) впрыска топлива с электронным управлением. Во-вторых, машина была адаптирована под установку простого и надежного турбодизеля Peugeot XUD-9SD рабочим объемом 1,9 литра. Такие моторы некоторое время монтировались на экспортные машины, получившие заводской индекс ВАЗ-21215, в городе Чехове Московской области.

Второй вариант за рубежом оказался более востребованным, что вполне объяснимо. Ведь дизельные двигатели имеют внешнюю характеристику, наилучшим образом подходящую именно внедорожникам – величина их крутящего момента достаточно высока практически во всем рабочем диапазоне оборотов коленчатого вала, начиная с очень низких. Благодаря этому машина, оснащенная дизелем, гораздо увереннее передвигается в сложных дорожных условиях. К тому же дизельный автомобиль расходует меньше топлива, что не менее важно при его эксплуатации на пересеченной местности вдалеке от автозаправочных станций.

Однако со временем и мотор с центральным впрыском топлива, и устаревший дизель перестали удовлетворять становящимся все более жесткими международным требованиям к токсичности выхлопных газов. Поэтому на вазовском конвейере стали изготавливаться автомобили лишь с распределенным впрыском и с каталитическим нейтрализатором в выпускной системе. А дизелизация Нивы получила продолжение в фирме «Тема Плюс» - здесь до сих пор предлагают установку дизеля мощностью100 л.с.

Их так и не стали производить...
В славной истории «Нивы» были страницы, которые хоть и не привели к появлению в продаже новых моделей и модификаций вазовского внедорожника, однако ярко свидетельствовали об огромном потенциале этого автомобиля и оказали большое влияние на развитие не только отечественного, но и мирового автостроения.

image_16Так, в начале 1971 года по заказу Министерства обороны на ВАЗе были разработаны первые графические решения внешней формы военного джипа-амфибии. Аналогичную задачу в то время решали и на УАЗе, работали над амфибиями в ГДР и ФРГ, американцы пытались поставить на поплавки Форд М151. Так что создание на ВАЗе малой армейской амфибии велось в русле общетехнических проблем мирового автостроения. Вплоть до 1986 года было создано и испытано, в том числе в песках Туркмении и горах Таджикистана, пять серий опытных образцов. Кроме того, машины успешно прошли войсковые испытания в ряде военных округов.
К огромному сожалению, уникальный, самобытный, чисто российский автомобиль  ВАЗ-2122 так и не встал на заводской конвейер. Наличие герметичного днища исключало возможность сборки амфибии на конвейере, где трансмиссия с подвеской и двигателем подаются в кузов снизу. При сборке опытных образцов в экспериментальном цехе монтаж силового агрегата производился через проем капота, сверху. Подобная технология требовала отдельного производства, на создание которого не нашлось средств ни у завода, ни у заказчика. Кстати, результаты этих поисков, в конечном счете, оказались одинаковыми для автостроителей всех стран – машин такого класса, способных плавать, ни в одной армии мира так до сих пор и нет!
autowp.ru_vaz_2121__bora__3Концептуальная модель «Бора» имела пространственную алюминиевую раму и пластмассовые панели открытого кузова без дверей. Даже с двигателем объемом 1,6 литра эта очень легкая машина обладала изумительной динамикой и столь же изумительной проходимостью. Как и ВАЗ-2122, она так и не дошла до конвейера...

«Нива» – и на полюс, и на охоту
Спортивный дебют «Нивы» состоялся в 1978 году на чемпионате страны по автокроссу. С тех пор вот уже более тридцати лет различные его модификации не только с большим успехом выступают в самых сложнейших дисциплинах автомобильных соревнований, включая знаменитый марафон «Дакар», но и сумели побывать в самых труднодоступных точках планеты – от Северного Полюса до Антарктиды. В 1998 году автомобиль ВАЗ-2131 на парашюте был десантирован на Северный полюс. Годом спустя на Тибете такой же машиной был установлен рекорд восхождения на высоту 5 726 м, причем «Нива» сделала это своим ходом, а не с помощью тросов и лебедок, как это практиковалось в подобных случаях для импортных внедорожников.

Побывали в самых труднодоступных точках планеты и другие модификации «Нивы». Совершенно стандартная версия этого автомобиля в течение нескольких лет успешно эксплуатировалась в Антарктиде, демонстрируя высочайшую надежность и отличную приспособленность к работе в условиях очень низких температур. А снегоболотоход «МАРШ» дважды (в 1999 и 2000-м годах) достигал  Северного Полюса.

bronto_risДолго почитатели «Нивы» считали, что она проедет везде, где не испугается водитель. Но со временем водительское мастерство нивоводов заметно выросло, и многим из них захотелось еще больше повысить проходимость своих автомобилей. На «БРОНТО» быстро уловили тенденцию и с 2008 года начали мелкосерийное производство версии «Рысь». Важнейшим преимуществом внедорожников от «БРОНТО» является то обстоятельство, что компания провела их омологацию, а это значит, что, в отличие от подобных машин «кустарной» доработки, «Рысь» можно будет без проблем поставить на учет и вполне законно проходить государственные техосмотры.

Славная история «Нивы» продолжается
Во второй половине 2005 года у внедорожников, производимых в ОАО «АВТОВАЗ» сменилось название. Теперь они называются LADA 4х4 и до сих пор пользуются стабильным спросом и в самой России, и во многих зарубежных странах, включая такие высокоразвитые в автомобильном плане, как Франция, Италия, Германия и даже Япония.  Кроме того, сборка LADA 4х4 из машинокомплектов, поставляемых ОАО «АВТОВАЗ», в разное время осуществлялась в Греции и Эквадоре, в Казахстане и Украине.

5355С начала серийного выпуска изготовлено уже около двух миллионов автомобилей LADA 4х4.*
Дважды – летом 2009-го и в конце зимы 2010-го года LADA 4х4 подверглась модернизации. Автомобили LADA 4x4M (21214-047) внешне отличаются только новыми подфарниками и более наружными зеркалами с регулировкой из салона, однако многие узлы и агрегаты претерпели существенные изменения. В частности, на обновленных машинах используются усиленное сцепление Valeo, двухрядные подшипники выходных валов раздаточной коробки, задний карданный вал с развернутыми вилками, основательно модернизированные передняя и задняя подвески, вакуумный усилитель тормозов увеличенной размерности вкупе с новым главным тормозным цилиндром, современная комбинация приборов и заднее сиденье новой конструкции.

В октябре 2010 года АВТОВАЗ начал выпуск экспортных трехдверных LADA 4х4М в комплектации под экологический стандарт «Евро-5», который вступил в действие в Западной Европе с 1 января 2011 года. А это значит, что славная история вазовского внедорожника продолжается!

Александр Костянов

Примечание: * 4 марта 2011 года на ВАЗе был изготовлен 2-миллионный кузов LADA 4x4. Так как объем изготавливаемых кузовов больше, чем собираемых автомобилей (часть кузовов идет в запасные части), то 2-миллионного автомобиля следует ожидать осенью следующего года.

Ссылки