Медвежий автомобиль

Автор: NIVA.RU | .

01

Однажды, в 2001 году этот автомобиль приглянулся и представителям Московского цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре. И через некоторое время на Волжский автомобильный завод на имя Владимира Каданникова пришло письмо от Максима Никулина с предложением изготовить автомобиль «Ландоле» для аттракциона «Медведи» под управлением дрессировщика, заслуженного артиста России Виктора Кудрявцева.

Делать или не делать автомобиль для медведей? Этот вопрос даже не обсуждался. Президент АО «АВТОВАЗ» Алексей Николаев распорядился: разработать и изготовить спецавтомобиль для Московского цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре.

Как делать этот автомобиль? Вот был основной вопрос, обсуждаемый между ОАО «АВТОВАЗ» и его дочерним предприятием ОАО «ПСА «БРОНТО».

Для определения условий задачи 05.09.2001г. в Дизайн-центре было проведено совещание в составе: С. Синельников, Е. Лобанов, Ю. Колыхалов, А. Захаров, А. Селин, Ю. Зуев, С. Самойлов, В. Черненко, на котором решили изготавливать автомобиль для аттракциона совместно – кузов и ходовую часть будет делать БРОНТО, а все отделочные работы – Дизайн-центр. Но ответа на вопрос об органах управления автомобиля для медведей ещё не было и для его решения представители обеих организаций отправились на свои рабочие места, чтобы встретиться снова с уже готовыми предложениями и с организационным приказом о проведении совместных работ.

Действительно, автомобиль «Ландоле» абсолютно близко соответствовал требованиям поставленной задачи: открытый кузов; широкие боковые проёмы для входа и выхода; боковые подножки, на которых может стоять человек; трубчатые дуги каркаса безопасности для поддержки стоящих внутри пассажиров; сидения с обивками из кожезаменителя (салон автомобиля нужно регулярно мыть после посещения медведей, какими бы чистоплотными они не были); пластиковые накладки, оформляющие все места доработки кузова в едином стиле при сохранении узнаваемости базового автомобиля НИВА. Оставалось убрать полностью крышу над передними сидениями, так как медведи значительно выше человека, и добавить под полом для прочности брусья, соответствующие увеличенным нагрузкам, потому что взрослый медведь кратно тяжелее человека.

Но как скомпоновать дублирующие органы управления? Даже если медведь научится управлять автомобилем, то отправлять его в поездку полностью самостоятельно на тяжёлом автомобиле опасно. Как известно, начинающие водители первые поездки совершают на специально подготовленных учебных автомобилях с инструктором, у которого под ногами находятся дублирующие педали, а тут вместо курсанта - медведь. Компоновка расположения дублирующих органов управления была разработана в ОАО «ПСА «БРОНТО» С. Самойловым и предложена для обсуждения на следующем техническом совещании в Дизайн-центре, со стороны которого была представлена компоновка А. Селина. В результате обсуждения и анализа всех «за» и «против» была принята «бронтовская» компоновка, тем более, что им её и воплощать в «железе».

Приказ о совместной работе уже подписан (Указание от 12.11.2001г. №184 за подписью Н. Головко), графики изготовления и компоновки утверждены главным конструктором ОАО «АВТОВАЗ» П. Прусовым, после этого остаётся только уверенно двигаться к намеченной цели.

Однако, в ОАО «ПСА «БРОНТО» работы были организованы намного раньше на основании приказа от 19.09.2001г. №472, в соответствии с которым было запланировано кроме основного автомобиля, изготовить ещё и посадочный макет с использованием бывших в употреблении узлов и агрегатов, высвободившихся после капитального ремонта броневика.
В октябре 2001 года в ОАО «ПСА «БРОНТО» силами экспериментального цеха изготовили посадочный макет автомобиля из старого автомобиля «Фора», пока без двигателя, но с полноценным салоном и с рулевым управлением, который был отправлен в цирк для проверки концепции управления на арене. Туда же в начале ноября выехали Ю. Колыхалов и С. Самойлов, которые вместе с семьёй дрессировщиков Кудрявцевых поздно вечером на арене, освободившейся от тренировок других артистов, прокатили макет, толкая его руками.

02

В результате этого испытания было выяснено, что радиуса поворота НИВЫ хватало только для движения по кругу, но для маневрирования при въезде на арену и при выезде с арены его оказалось недостаточно, чтобы не задевать за бортик. Нужно было доработать рулевую трапецию для уменьшения радиуса поворота, так как существуют ещё и уменьшенные арены. За одно с испытаниями, были согласованы и надписи на кузове будущего автомобиля, места расположения логотипов Цирка Юрия Никулина, ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «ПСА «БРОНТО».

03После испытаний на арене макет остался в цирке и на нём начались тренировки медвежат, которые заметно подросли и уже не вмещались в детский игрушечный автомобильчик. Наш посадочный макет имел не только внешние признаки автомобиля, но он имел ещё и запахи автомобиля, что оказалось очень важным в процессе дрессировки.

Тем временем работы над автомобилем шли в ОАО «ПСА «БРОНТО» полным ходом. Был готов кузов, доработанный в соответствии с техническим заданием, в котором уже были подготовлены места установки дублирующих органов управления и доработанных по условиям невысоких скоростей движения и малого радиуса поворота рулевого управления, передней и задней подвесок, трансмиссии и ходовой части. После установки передней и задней подвесок автомобиль на своих колёсах был отправлен 17.12.2001г. в Дизайн-центр для окраски. Вместе с ним были отправлены в окраску и стеклопластиковые накладки арок колёс и порогов, облицовки боковых проёмов и накладки на места доработки задних боковин. А параллельно с этим продолжилось изготовление дублирующих органов управления и силового агрегата.

После окраски – снова в БРОНТО на окончательную сборку. Смонтировав дублирующие органы управления – педали и рулевую колонку, необходимо было продублировать и электрооборудование – выключатель зажигания, переключатели и даже установить кнопку стартера для «инструктора». С этой задачей успешно справился автомобильный электрик А. Маргачёв. Установив на место панель приборов, скрывшую под собой секрет дублирующих органов управления, с особой тщательностью были оклеены искусственной кожей изнутри салона щит передка и пол, где были предусмотрены даже четыре отверстия перед каждым сидением для слива воды при мойке салона. Кроме этого были установлены страховочные скобы на тоннеле пола между сидениями для фиксации поводков медведей и дополнительные горизонтальные ремни безопасности на уровне подоконной линии в боковых проёмах дверей. Стиль отделки и цвет материалов настолько совпадали с панелью приборов и другими обивками салона, что не потребовалось вмешательства работников Дизайн-центра для каких-либо исправлений. Эта тщательность в мелочах и высокий профессионализм всех работников экспериментального цеха ОАО «ПСА «БРОНТО» и их руководителя В. Савченко были проявлены не только в этом проекте, где требовалось соответствовать имиджу Волжского автомобильного завода, но и во многих других проектах БРОНТО.

Готовый автомобиль перевезли в Дизайн-центр для окончательной отделки – наклейки логотипов Цирка Юрия Никулина на капоте, ОАО «АВТОВАЗ» на облицовках боковых проемов дверей, ОАО «ПСА «БРОНТО» на передних крыльях и фирмы «Хелиос» на задних боковинах, предоставившей уникальную краску, светящуюся под действием софитов. Из искрящегося красного кожезаменителя были пошиты обивки сидений и этим же материалом оклеена крышка багажника с надписью «АВТОВАЗ»

В торжественной обстановке 29.01.2002г. в Дизайн-центре ОАО «АВТОВАЗ» состоялась передача автомобиля делегации Московского цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре в составе генерального директора Максима Никулина, его заместителя Виталия Огурцова и дрессировщика медведей Виктора Кудрявцева. В демонстрационный зал автомобиль въехал после приветственных речей, но за рулём никого не было! Урча мотором, он поманеврировал по залу и остановился перед гостями. Изумились все присутствующие, кроме нескольких непосредственных изготовителей, и чтобы не раскрывать секрета всем доходчиво объяснили, что автомобиль управляется по радиоканалу.

04

Ключи от циркового автомобиля Максиму Никулину вручили генеральный директор ОАО «ПСА «БРОНТО» Ю. Зуев и главный дизайнер ОАО «АВТОВАЗ» Е. Лобанов и гости сразу направились к автомобилю пощупать всё своими руками и посидеть в салоне, с восхищением признав, что автомобиль превзошёл их ожидания и самые смелые мечты.

Максим Никулин поблагодарил всех работников, вложивших свой труд и умение в создание такого красивого автомобиля для медведей, и пригласил всех в цирк. В дружеской атмосфере на прощание все сфотографировались возле автомобиля на память.

05

Но предстояло ещё транспортировать автомобиль в Москву, а так же помочь дрессировщикам Кудрявцевым освоить сложную технику и для этого в Москву с автомобилем отправился работник экспериментального цеха ОАО «ПСА «БРОНТО» Е. Палачёв для передачи информации и обучения управлению.

06

Уже 7 февраля 2002 года в Московском цирке Юрия Никулина на Цветном бульваре во время представления на публике состоялась презентация автомобиля, в которой принимала участие делегация ОАО «АВТОВАЗ». Предполагалось, что дарить автомобиль цирку будет лично В. Каданников, но ни ему ни А. Николаеву не удалось приехать на официальную часть, хотя ожидали их до последней минуты, и вручать автомобиль от имени ОАО «АВТОВАЗ» пришлось генеральному директору ОАО «ПСА «БРОНТО» Ю. Зуеву, что по мнению членов делегации ОАО «АВТОВАЗ» было вполне заслуженно, учитывая огромный вклад нашего предприятия в создание этого автомобиля. Выехать на арену за рулём автомобиля было поручено главному конструктору ОАО «ПСА «БРОНТО» С. Самойлову. Проехав круг, автомобиль остановился в центре арены, сверкая под яркими огнями прожекторов и излучая перламутровое сияние от всех частей кузова. Это был действительно праздник, всё получалось само собой, легко и непринуждённо, и слова рождались от души экспромтом, тем более что на подготовку уже не оставалось времени перед представлением. Под аплодисменты публики место за рулём занял медведь по имени Степан, а рядом за пассажира села его сестрица Даша и автомобиль уверенно тронулся с места и, проехав перед изумлёнными зрителями ещё один круг почёта, плавно вырулил с арены за кулисы.

07

Вот уже 10 лет автомобиль «Ландоле» с эмблемой Волжского автомобильного завода на облицовке радиатора верой и правдой служит медведям и всегда успех сопутствует их выступлениям. Неоднократно вместе с аттракционом цирковой автомобиль выезжал в зарубежные гастроли и побывал даже в Японии.

Кстати сказать, секрет управления не раскрыт до сих пор, и его можно уже не скрывать – медведи научились управлять автомобилем. Эти умные животные самостоятельно ездят по арене цирка, причём обязательно на двух «транспортных средствах» одновременно: на самокатах, на велосипедах, на мотоциклах и на спортивных картингах, где уже нет возможности продублировать органы управления, и лишь искусство дрессировщика изумляет зрителей.

Однако парадный выезд на автомобиле «Ландоле» всей цирковой группы – и медведей за рулём и дрессировщиков на месте пассажиров продолжает радовать и восхищать публику.

С. Самойлов

Ссылки