«Лады», но… не легковые
Известно, что Волжский автозавод был создан с целью удовлетворения потребностей жителей нашей страны в качественных и доступных легковых автомобилях. Однако уже более полутора десятка лет в Тольятти изготавливаются не только легковушки, но и грузопассажирские пикапы, а также специальные транспортные средства, предназначенные для использования в подразделениях МВД, МЧС и Минздрава. Вот об этих машинах и их создателях наш сегодняшний рассказ.
Чуть более 35 лет назад, 5 апреля 1977 года начался серийный выпуск первого вазовского внедорожника ВАЗ-2121 «Нива». Причём «первый блин» получился совсем даже не «комом»! Машина, сочетающая в себе превосходную проходимость и достаточно высокий уровень комфорта, быстро стала очень популярной во многих странах мира, включая такие развитые в автомобильном плане как Германия, Италия, Франция и даже Япония! А несколько позже дочерние компании ВАЗа освоили производство самых различных модификаций легендарной «Нивы». В частности, в рамках работ по созданию новой версии внедорожника в Научно-техническом центре ВАЗа были изготовлены так называемые ходовые макеты с увеличенной на 500 мм колёсной базой. Эти автомобили успешно прошли все необходимые испытания и оказались настолько удачными, что было принято решение начать их мелкосерийный выпуск в опытно-промышленном производстве (ОПП).
Так появились трёхдверные ВАЗ-2129 с колёсной базой 2700 мм, пользовавшиеся определённым успехом. Однако их широкое распространение сдерживалось низкой мощностью двигателя и затруднённым процессом попадания на заднее сиденье. Первая проблема была успешно решена после начала выпуска на ВАЗе 1,7-литрового мотора. Ну а для облегчения посадки и высадки задних пассажиров в 1994 году было начато производство пятидверной версии – ВАЗ-2131. Первые в истории завода внедорожники с пятью дверями вышли из ворот ОПП в 1995 году и быстро стали очень популярными не только у автолюбителей, но и у корпоративных клиентов. Последнее стало возможным благодаря тому, что на базе «тридцать первой» были разработаны специальные модификации для пожарной службы и МЧС, выпуск которых стартовал уже в 1996 году. А годом позже появились спецмашины для МВД, служб радиационного, химического и экологического мониторинга.
В дальнейшем на платформе длиннобазовой «Нивы» компанией «Супер-Авто» был создан грузопассажирский пикап, получивший обозначение ВАЗ-2329 (сейчас он называется LADA 4x4 Pickup). Сначала выпускались только пикапы с двухместной кабиной, затем появилась ставшая наиболее популярной версия с удлинённой четырёхместной кабиной. Эти машины имеют несущий кузов и стандартную пружинную подвеску заднего моста. Для увеличения объёма грузового отсека величина заднего свеса увеличена на 300 мм с соответствующим увеличением габаритной длины. Кроме того, на автомобиль по заказу могут быть установлены жёсткие пластиковые надстройки стандартной или увеличенной высоты.
На базе LADA 4x4 Pickup выпускается также специальная модификация, предназначенная для использования в аварийно-спасательных подразделениях МЧС. Снаружи она отличается от машин общего назначения цветографической окраской МЧС, а также наличием сигнально-громкоговорящего устройства, мощной автомобильной электролебедки и шноркеля (устройства для забора воздуха в систему питания двигателя с крыши машины, что позволяет ей преодолевать очень глубокие броды). Ну а под высокой пластиковой надстройкой кузова с подъёмной задней створкой разместился целый набор спасательного оборудования, включая бензогенератор.
Эти машины уже успели высоко оценить спасатели не только России, но и целого ряда других стран: Казахстана, Украины, Молдавии, Болгарии, Румынии, Сербии, Венгрии. Обладая отличной проходимостью и высокой вместительностью, они могут уверенно доставить спасательную бригаду вместе со всем необходимым ей для работы оборудованием в самые труднодоступные места. От зарубежных аналогов LADA 4x4 Pickup в модификации «МЧС» выгодно отличается доступной ценой и возможностью его обслуживания и ремонта даже в самых отдаленных регионах.
Помимо пикапа на полноприводной платформе с удлинённым задним свесом (LADA 4x4 Long) был освоен выпуск автомобиля медслужбы с весьма оригинальным четырёхдверным кузовом – одна дверь слева, две двери справа и ещё одна сзади. Отличительными особенностями данной модификации являются увеличенная высота крыши и наличие в задней части салона специального медицинского оснащения, включая стандартные носилки длиной 2000 мм, а также сиденье врача. По заказу эти машины могут оснащаться ещё и дополнительным отопителем салона.
Автомобили LADA 4x4 Long «Медслужба» уже успели заслужить хорошую репутацию во многих медицинских учреждениях различных регионов Российской Федерации благодаря своей высокой проходимости. Они позволяют осуществлять экстренную эвакуацию больных и пострадавших в чрезвычайных ситуациях даже в самых сложных дорожных и погодных условиях, когда кареты «Скорой помощи», выполненные на шасси моноприводных микроавтобусов, просто не в состоянии справиться с бездорожьем и сезонной распутицей. В частности, после аварии поезда «Сапсан» единственными автомобилями медслужбы, которые смогли доехать до места ЧП и на которых была проведена эвакуация всех пострадавших, оказались именно LADA 4x4 Long «Медслужба»!
LADA 4x4 Long используются также и для изготовления модификаций, предназначенных для оперативных подразделений МВД Российской Федерации. Во вместительном салоне нашлось место не только для наряда полиции, но и, при необходимости, для размещения задержанных – для них предназначен специальный отгороженный отсек. Эти машины имеют соответствующую цветографическую окраску, а также оснащены сигнально-громкоговорящими устройствами, системами спутниковой навигации ГЛОНАСС, радиостанциями, системами удаленного доступа к банкам данных и другим специальным оборудованием. Благодаря этому они отлично приспособлены для выполнения стоящих перед полицейскими нарядами задач по обеспечению правопорядка. Несколько LADA 4x4 Long «МВД» уже эксплуатируются в подразделениях МВД России в Москве, Московской области и Тольятти.
В настоящее время автомобили LADA 4x4 Pickup и LADA 4x4 Long также производятся тольяттинской компанией «Супер-Авто» и в базовом оснащении имеют двигатель с системой распределённого впрыска топлива, обеспечивающий выполнение норм токсичности Евро 4, гидроусилитель рулевого управления, диагональную систему тормозов. Ну а значительная величина дорожного просвета и полноприводная трансмиссия с принудительно блокируемым межосевым дифференциалом и демультипликатором обеспечивают им отличную проходимость в самых сложных дорожных и погодных условиях.
Полноприводные автомобили «Супер-Авто» заработали отличную репутацию как у индивидуальных владельцев, так и в самых различных государственных и частных организациях благодаря тому, что они являются гораздо более доступными по цене в сравнении с зарубежными аналогами, отлично приспособлены для работы в наших непростых климатических и дорожных условиях, а также очень просты в обслуживании и ремонте.
Технические характеристики полноприводных автомобилей «Супер-Авто»
Модель |
LADA 4x4 Pickup |
LADA 4x4 Long |
|||
Тип кузова |
пикап |
универсал |
|||
Модификация |
Общего назначе-ния
|
МЧС |
Общего назначе- |
МВД |
Мед-служба
|
Число дверей/мест |
2/4 |
4/5 |
4/3 (1 – на носилках) |
||
Габаритные размеры, мм: |
|
||||
- длина |
4520 |
||||
- ширина |
1680 |
||||
- высота |
1640 – 1930 |
2310 |
|||
Колёсная база, мм |
2700 |
||||
Колея передн./задняя, мм |
1430/1400 |
||||
Снаряжённая масса, кг |
1320 |
||||
Полная масса, кг |
1920 |
1900 |
|||
Максимальная грузоподъёмность, кг |
320 |
|
|||
Двигатель |
бензиновый, с распределённым впрыском топлива |
||||
Рабочий объём, см³ |
1690 |
||||
Мощность, л. с. при об/мин |
81 при 5000
|
||||
|
127,5 при 4000
|
||||
Нормы токсичности |
Евро 4 |
||||
Макс. скорость, км/ч |
132 |
||||
|
10,8
|
||||
Объём топливного бака, л |
42 |
||||
Размерность шин |
185/75R16 |