Chevrolet NIVA – 10 лет!

Автор: Александр Костянов | .

 Chevrolet-NIVA-GLS

 

Десять лет назад, 23 сентября 2002 года с конвейера совместного предприятия «ДжиЭм-АВТОВАЗ» сошли первые внедорожники Chevrolet NIVA. С тех пор и по настоящее время эти автомобили являются одними из наиболее востребованных в своём классе, как в России, так и в некоторых странах ближнего зарубежья. В чём же секрет такой неувядающей популярности?

Как всё начиналось
Ещё в 1995 году на Волжском автозаводе начались опытные работы по созданию нового внедорожника, призванного прийти на смену популярнейшей «Ниве». Задача перед конструкторами стояла весьма сложная – при сохранении феноменальной проходимости ВАЗ-2121 добиться гораздо более высокого уровня комфорта, лучших ездовых качеств на дорогах с твёрдым покрытием, а также соблюдения заметно ужесточившихся за два десятилетия требований к безопасности, экологичности, уровню шума и топливной экономичности автомобилей. Как и раньше, коллектив дирекции по техническому развитию сумел решить её успешно – к самому началу ХХ века была полностью подготовлена к массовому производству модель 2123 (ведущий конструктор Валерий Иванович Доманский, дизайнер Валерий Павлович Сёмушкин).

Концептуальные решения, доставшиеся ей от предшественницы, – несущий кузов и постоянный привод всех колёс – соседствовали с рядом весьма важных нововведений. Среди них можно отметить двигатель с распределённым впрыском топлива, механизм переключения передач изменённой конструкции, удлинённый промежуточный вал между коробкой передач и раздаточной коробкой, использование шестерен мелкомодульного зацепления в раздаточной коробке, управление «раздаткой» одним рычагом вместо двух, унифицированные передний и задний карданные валы, «отвязанный» от двигателя редуктор переднего моста, гидроусилитель рулевого управления и мощный отопитель. Некоторые из этих решений затем, в порядке обратной унификации, стали использоваться и на модернизированных ВАЗ-2121. А пятидверный кузов «двадцать третьей» с увеличенной на 250 миллиметров колёсной базой не только выглядел очень современно, но и позволял с большим комфортом разместиться в нём водителю и четырём пассажирам, а также перевозить больше багажа.

Кроме базового автомобиля с кузовом универсал, были также созданы экспериментальные образцы пикапа 2323 и фургона 2723. Двухместный пикап призван был помочь представителям малого бизнеса и фермерам решить проблему доставки грузов массой 450 – 500 килограммов в сложных дорожных условиях. Полный привод, большая величина дорожного просвета, достаточно вместительный кузов, малая погрузочная высота – вот основные преимущества этого автомобиля. А откидывающийся в горизонтальное положение задний борт пикапа позволял перевозить в нём и довольно длинномерные грузы.

У фургона грузовой отсек объёмом два кубических метра был отделён от кабины застеклённой перегородкой, благодаря чему при отсутствии груза открывался неплохой обзор назад через стекло двери задка. Прорабатывались варианты с пластиковой и металлической надстройкой, а также с цельной задней дверью или состоящей из двух частей. Кроме бензиновых двигателей на обеих грузовых версиях предусматривалась установка тяговитых и экономичных турбодизелей. К большому сожалению, производство пикапа и фургона так и не было освоено…

А вот версии с кузовом универсал повезло! Сначала мелкосерийный выпуск ВАЗ-2123 освоило Опытно-промышленное производство ОАО «АВТОВАЗ», однако этой машине (во многом благодаря ее весьма удачной конструкции) была уготована совсем другая судьба – впервые в истории отечественного автостроения, она начала изготавливаться в совместном предприятии «ДжиЭм-АВТОВАЗ» под названием Chevrolet NIVA.

pusk-zavoda

По пути эволюции
Итак, 23 сентября 2002 года с конвейера нового СП сошел первый автомобиль Chevrolet NIVA – комфортабельный и безопасный российский внедорожник. Ведь даже в базовой версии L в качестве стандартного оборудования были предусмотрены гидроусилитель рулевого управления, центральный замок, иммобилайзер, электростеклоподъёмники передних дверей, наружные зеркала с электроприводом, воздушный фильтр салона и регулируемая по высоте рулевая колонка. Люксовая версия GLS дополнительно оснащалась противотуманными фарами, подогревом передних сидений, тонированными стёклами, электрообогревом наружных зеркал и подголовниками задних сидений. А по результатам теста на безопасность по европейским стандартам EuroNCAP автомобиль получил 4 звезды! Недаром выход компании «ДжиЭм-АВТОВАЗ» на российский рынок сразу же был отмечен Гран-При журнала «За рулем» в номинации «Прорыв года».

Немудрено, что тольяттинская новинка быстро стала весьма популярной – по данным Ассоциации европейского бизнеса в 2004 и 2005 годах она уверенно завоевала звание самого продаваемого внедорожника на российском авторынке.

Еще одним подтверждением сказанного является то, что в конкурсе «Внедорожник года – 2006», как «Профессиональное жюри», состоящее из журналистов и тест-пилотов ведущих автомобильных СМИ («Club 4x4», «5 колесо», «Автомир», «Quattroruote», «Top Gear», «Автопанорама», «За рулем», «What Car», «Автопилот», «Клаксон»), так и «Большое жюри», состоящее из обычных потребителей, признали Chevrolet Niva лучшим внедорожником в номинации компактных SUV.

Ну а уже в самом начале 2006 года в продажу поступили основательно обновлённые машины Chevrolet NIVA уже ставших привычными комплектаций L и GLS. Использование в системе электронного впрыска топлива процессора нового поколения Bosch 7.9.7 с изменёнными калибровками позволило заметно улучшить топливную экономичность двигателя и повысить эластичность его работы, что очень важно при езде по плохим дорогам и бездорожью. А благодаря доработкам ходовой части внедорожники стали более устойчивыми и управляемыми. Существенно снизить неприятные вибрации в трансмиссии удалось путем использования карданных валов импортного производства.

Салон машин 2006-го модельного года выглядел наряднее, а модернизированная система отопления и вентиляции обеспечивала более благоприятные климатические условия для водителя и пассажиров, как зимой, так и летом. Кроме того, существенно повысилось качество машин, практически все «детские болезни» к тому времени были изжиты.

На III-ей Московской международной выставке «Салон полноприводных автомобилей», прошедшей с 18 по 21 мая в выставочном центре «Крокус Экспо», внимание посетителей привлекали две тюнинговые версии Chevrolet NIVA – Trophy и Hit. В первой машине оригинального цвета хаки были повышены внедорожные качества за счет использования межколёсных самоблокирующихся дифференциалов повышенного трения, устанавливаемых в переднем и заднем мостах, съёмной электрической лебёдки, «зубастых» шин увеличенной размерности 215/75R15, шноркеля (выведенного на крышу воздухозаборника двигателя), шаровых опор и наконечников рулевых тяг повышенной прочности, а также амортизаторов с оптимизированными характеристиками. Внешне Chevrolet NIVA Trophy выглядит очень агрессивно благодаря кованным колёсным дискам, дополнительным фарам и специальному экспедиционному багажнику.

Chevrole-NIVA-Hit

Отличительные черты Chevrolet NIVA Hit – комфорт и дизайн. Ярко-жёлтый цвет Brilliant Yellow, эффектный комплект навесного оборудования «Ниагара», 16-дюймовые легкосплавные колёсные диски колёс Vicom с шинами размерности 215/65R16 сделали экстерьер автомобиля оригинальным и узнаваемым. А отделанный кожей салон, удобные сиденья с выраженной боковой поддержкой и кондиционер обеспечили повышенный уровень комфорта.

Chevrolet-NIVA-Trophy

А в августе того же 2006-го года дилерам были отгружены первые автомобили Chevrolet NIVA комплектаций LC и GLC, уже на конвейере оснащённых кондиционерами. Поставщиками основных компонентов систем кондиционирования были выбраны такие известные фирмы как Delphi (Италия), Bosch (Германия), Contitec (Германия), MFT (Германия), Schaffler (Германия). Причём кондиционер полностью интегрирован в алгоритм работы контроллера двигателя – его калибровки учитывают наличие кондиционера и позволяют минимизировать нагрузку от компрессора при старте и ускорении.

Chevrolet-NIVA-GLX

 

Революционные изменения
В январе 2006 года началась сборка ограниченной партии автомобилей Chevrolet NIVA GLX с двигателем FAM1 рабочим объёмом 1,8 литра (мощность – 125 л. с.), новой трансмиссией (коробка передач и раздаточная коробка были жёстко состыкованы друг с другом), антиблокировочной системой тормозов, регулируемым по высоте сиденьем водителя, кондиционером, подушками безопасности водителя и переднего пассажира.

Однако самый настоящий сюрприз ждал поклонников Chevrolet NIVA через три года! В марте 2009 года с конвейера «ДжиЭм-АВТОВАЗ» стали сходить основательно обновлённые Chevrolet NIVA.

За предыдущее время производства Chevrolet NIVA, как было указано выше, в её конструкцию было внесено немало изменений, повысивших потребительские качества и надёжность. Но они находились «внутри» автомобиля и на внешности не отражались. В этот же раз ситуация складывалась абсолютно другим образом! Ещё в 2007 году был объявлен тендер среди ведущих дизайнерских компаний мира, перед которыми была поставлена задача максимально приблизить облик обновлённой NIVA к корпоративному стилю Chevrolet, сохранив при этом все параметры геометрической проходимости. Победителем стало известное кузовное ателье BERTONE (Италия). Итальянцы предложили шесть вариантов обновлённого дизайна, из которых руководство «ДжиЭм-АВТОВАЗ» выбрало один, наиболее соответствующий поставленным целям.

В конструкцию обновлённой Chevrolet NIVA было внедрено более 60 инженерных изменений. Так, автомобиль получил новый передний бампер и решётку радиатора с крупной «бабочкой» Chevrolet, а присутствие двух решеток воздухосборника призвано увеличить приток воздуха с целью снижения температуры в подкапотном пространстве. Новыми также стали: задний бампер с неокрашенной горизонтальной погрузочной площадкой в верхней части; пластиковые накладки на колёсных арках, дверях и порогах; брызговики; а для версий GLS и GLC – 16-дюймовые легкосплавные колёсные диски и рейлинги на крыше.
Интерьер теперь имеет трехспицевый руль фирмы TRW(Португалия), иные рукоятки КП и «раздатки», консоль в обивке крыши с встроенным очечником, унифицированные с другими моделями GM плафоны освещения салона, подстаканники и ёмкость для мелких предметов на тоннеле пола, а также зеркало заднего вида, приклеенное к ветровому стеклу.

Расположенные на заднем бампере вентиляционные решётки способствуют лучшей вытяжке воздуха из салона. Автомобиль теперь снабжен охранной сигнализацией, интегрированной с блоком иммобилайзера, причем один из ключей зажигания содержит современный выкидной механизм складывания и снабжен пультом дистанционного управления сигнализацией.

Кроме того, обновлённая Chevrolet NIVA получила фары оригинальной формы, обладающие улучшенными светотехническими характеристиками, а также задние фонари нового дизайна и указатели поворотов на передних крыльях.

А жизнь продолжается!
Уже год спустя конструкция популярнейшего тольяттинского внедорожника вновь подверглась усовершенствованию! С целью снижения уровня шумов и вибраций карданные валы были заменены приводными валами с шарнирами равных угловых скоростей, а в раздаточной коробке стали устанавливаться двухрядные подшипники выходных валов.

2011-й год также не обошёлся  без приятных сюрпризов! С его начала было внедрено достаточно большое количество изменений, повысивших качество Chevrolet NIVA и позволивших снизить количество гарантийных дефектов на 56%. В частности, использование сальников фирмы Freudenberg в агрегатах трансмиссии снизило количество течей масла через уплотнения раздаточной коробки, а также редукторов переднего и заднего мостов. Ну а замена электромоторов стеклоочистителя и стеклоподъёмников, а также регулятора напряжения генератора на соответствующие узлы импортного производства обеспечила полное отсутствие отказов в гарантийный период! К такому же результату привело и внедрение импортного подшипника Kinex в водяном насосе системы охлаждения двигателя. И это при том, что срок гарантии Chevrolet NIVA в 2011 году был увеличен до двух лет.

А в августе того же года «Джи Эм-АВТОВАЗ» освоило производство Chevrolet NIVA комплектаций GLS и GLC с так называемым «пакетом безопасности», включающем в себя АБС (антиблокировочную систему тормозов) фирмы Bosch и подушки безопасности фирмы TRW. Кстати, Chevrolet NIVA, оснащенные АБС и подушками безопасности, успешно прошли испытания не только на территории нашей страны, но также в Швеции, Германии и Испании!

Также осенью 2011 года в честь 100-летия бренда Chevrolet «Джи Эм-АВТОВАЗ» выпустило эксклюзивную партию из трёхсот автомобилей с дополнительной внедорожной подготовкой. Однако эти машины оказались столь востребованными, что с 31 июля нынешнего года было начато производство Chevrolet NIVA комплектации LE (Limited Edition), которые будут изготавливаться ограниченными партиями и окрашиваться в 4 цвета: «Млечный путь», «Сочи», «Аустер», «Кварц».

Chevrolet-NIVA-LE

Основными отличимия Chevrolet NIVA LE от серийной Chevrolet NIVA LC являются: наружный воздухозаборник (шноркель) для преодоления водных преград; штатные рейлинги от комплектации «люкс»; внедорожные шины «Continental Conti Cross Contact AT» 215/65 R16; чёрные легкосплавные диски «Kamelot Black» 7Jx16H2; кронштейн крепления лебёдки (передний); защита двигателя и редуктора переднего моста; защита заднего бампера с фаркопом (тягово-сцепное устройство); наружная антенна и кабель антенны. Рекомендованная розничная цена автомобиля Chevrolet NIVA комплектации LE составляет 499 300 рублей (при этом машины наиболее доступной комплектации L стоят 444 000 рублей, а топовая версия GLC «тянет» на 541000 рублей).

Таким образом, за 10 лет выпуска Chevrolet NIVA не только стала заметно совершеннее, но и получила новые модификации. А уже в 2015 году на свет должно появиться полностью новое, второе поколение этого весьма популярного российского внедорожника.

Ссылки