ЛАНДОЛЕ

Автор: NIVA.RU | .

"niva

Большой проектный штурм
В начале производства броневиков на базе автомобилей ВАЗ-2121 в 1993 году в составе Научно-технического центра, и после освоения вместе с АО «АВТОВАЗ» производства модернизированной базовой модели НИВА 21213 с более мощным двигателем, началось бурное наполнение российского рынка ВАЗовскими инкассаторскими бронированными автомобилями НИВА, объём производства которых доходил до 30 штук в месяц. Но через год уже темпы заказов стали снижаться. По результатам опросов банков-потребителей стало понятно, что объём салона для инкассаторов недостаточен. Степень защиты салона от автомата Калашникова, грузоподъёмность, надёжность и ресурс бронеавтомобиля устраивали инкассаторов, но неудобный вход на заднее сидение только через одну боковую дверь и неудобная посадка из-за низкой высоты потолка уже не удовлетворяли крупных брутальных мужиков, одетых в бронежилеты.

Поэтому в 1994 году были начаты проектные разработки модифицированной версии инкассаторского автомобиля с удлинённым за счёт боковых дверей кузовом и приподнятым потолком над задними сидениями. Сразу же стало очевидным, что принятая компоновочная концепция годится не только для броневика, но для пассажирского варианта автомобиля.

В результате этих разработок уже в 1995 году на Московском автосалоне впервые были продемонстрированы удлинённые трёхдверные автомобили БРОНТО: бронированный 212182 и пассажирский 212180, а также снегоболотоход 192200 с таким же пассажирским кузовом, в дальнейшем получившие название «ФОРС», «ФОРА» и «МАРШ».

niva_fors niva_fora niva marsh

Неожиданный визит
Однажды летом в 1997 году к директору ОАО «ПСА «БРОНТО» Юрию Зуеву прибыли два иностранца: немецкий предприниматель Дитмар Крамер и швейцарский журналист Андреас Швандер, довольно прилично владеющий русским языком и пишущий на технические темы.

Целью их визита была НИВА, но не простая, а с открытым кузовом. Идея Дитмара Крамера заключалась в том, чтобы организовать прокат таких автомобилей в курортных зонах, в первую очередь на атлантических островах, где обычно отдыхают немецкие туристы, которые предпочитают брать полноприводные автомобили напрокат для прогулок по укромным уголкам и диким пляжам вдали от шумных отелей.

До этого, уже были единичные попытки переоборудования кузова автомобиля НИВА из закрытого в открытый. Выполнялось это путём удаления задней части крыши и замены её на мягкий съёмный тент. Но эти технические решения не имели промышленного производства и не устраивали Дитмара Крамера.

Нашим гостям хотелось, чтобы автомобиль был вместительным и красивым как ФОРА. Чтобы не было боковых дверей, а вход на задние сидения был бы таким же лёгким, как на ФОРЕ. Чтобы он был оборудован трубчатым каркасом безопасности, который бы восстанавливал прочность и жесткость кузова, нарушенные при удалении задней части крыши, и чтобы сверху можно было перевозить длинномерный спортивный инвентарь для пляжных развлечений. Дитмар Крамер назвал автомобиль «ЭЛЬЭФА-ФАНКАР».

Первоначально планировалась сертификация такого автомобиля по 48 пунктам Правил ЕЭК ООН для использования в 23 европейских странах.

niva_graph_01

По окончании переговоров 18 июня 1997 года был подписан Протокол о намерениях, на основании которого начались работы над дизайн-проектом.

Дизайн-проект
Сразу после заключения договора, была сформирована творческая группа из числа работников БРОНТО, в которую вошли: конструкторы Михаил Лисенский и Сергей Зайцев, бригадир сборщиков Виктор Трусов, слесарь Михаил Сечкин и другие специалисты.

М. Лисенский до прихода в БРОНТО работал в отделе проектирования кузова НТЦ. В. Трусов работал в БРОНТО с момента его основания, а до этого работал в Дизайн-центре НТЦ модельщиком.

И тот и другой обладали неоспоримым чувством стиля и обладали опытом проектирования. Поэтому именно они были назначены ведущими специалистами этого нового проекта БРОНТО.

К этому времени уже был накоплен определённый набор элементов экстерьера, появившихся совсем по другим причинам:

  • решётка ограждения на переднем бампере была специально разработана для броневика и должна нести бронезащиту радиатора;
  • декоративная накладка на воздухозаборник капота так же разработана для броневика и должна накрывать собой острые наконечники осей рычагов стеклоочистителя, которые допускались на «старых» автомобилях НИВА, но не разрешались на «новых» модификациях БРОНТО 212182 ФОРС и 212180 ФОРА;
  • электроуправляемые зеркала заднего вида в обтекаемом корпусе от фирмы «КВИК», удачно сочетавшиеся со стилем ФОРЫ и удовлетворяющие требованиям, обязательным для броневиков;
  • облицовка радиатора с новой эмблемой АВТОВАЗ, разработанная для ФОРЫ Александром Хованских из города Владимира;
  • расширители арок колёс, разработанные им же для ФОРЫ, для предотвращения забрызгивания боковин при использовании широких шин, а так же и сами колёса от фирмы «СЛИК» из алюминиевого сплава для широких шин.

Задача наших специалистов заключалась в том, чтобы гармонично синтезировать форму декоративных накладок на местах доработки кузова.

niva_plan_01

Поскольку эскизный этап проектирования был не очень велик и заключался только в подготовке материалов для переговоров с заказчиком, и макетные работы велись сразу в пластилине, то предлагались различные варианты формы накладок на противоположных боковинах макетного образца. Варианты подвергались жёсткой критике на технических советах для того, чтобы остаться на поверхности автомобиля.

niva_plan_02 niva_plan_03
  • акладки передней и задней стоек проёма двери минимальные;
  • Брус безопасности в проёме двери открыт;
  • Центральная стойка и наклонная труба  каркаса безопасности не имеют накладок;
  • Накладка порога отсутствует
  • Накладка проёма боковой двери закрывает брус безопасности;
  • Центральная стойка и наклонная труба  каркаса безопасности закрыты накладками;
  • Накладка порога замыкает расширители арок

В обсуждении результатов разработки стилистических решений принимал участие и Дитмар Крамер, находящийся в Германии, связь с которым осуществлял Андреас Швандер, находящийся в Москве, которому передавались фотографии пластилинового макета.
Победил пластилиновый вариант, представленный на правой фотографии, но без накладки на крыше, без накладок на боковых сторонах капота, без накладок на центральной стойке и на наклонной трубе каркаса безопасности.

niva_plan_04

По результатам оценки пластилинового макета по посадочным свойствам, трубчатая боковая подножка получила в дальнейшем изгиб вверх для удобства поиска опоры для ноги заднего пассажира при выходе, а на стойках ветрового окна появились поручни для передних пассажиров.

13 сентября 1997 совместно с заказчиком был подписан Акт утверждения пластилинового макета с проектным названием «кабриолет» и заключён договор №2/97 с Дитмаром Крамером о паритетном финансировании создания модификации с открытым кузовом на базе автомобиля ФОРА. В соответствии с Техническим заданием от 16.09.1997. в ОАО «ПСА «БРОНТО» должны быть изготовлены два автомобиля и в мае 1998 года представлены заказчику, причём один из них с дизельным двигателем.

Подготовка производства
После утверждения пластилинового макета в ноябре 1997 года, он был переправлен в город Владимир к Александру Хованских для изготовления оснастки стеклопластиковых накладок.

Alexandr_Hovanskih

Технологическая проработка поверхности будущих деталей Александром Хованских и его коллегой Валерием Шмелёвым потребовала внесения ими изменений в некоторые пластилиновые накладки, которые только улучшили восприятие внешнего вида.

Через три месяца в БРОНТО были уже пробные стеклопластиковые детали. Они тщательно примерялись на свои места на уже изготовленном кузове первого автомобиля, и конечно не обходилось без замечаний и поправок. Но мнение всех участников проекта было единодушным: праздничный облик прогулочного автомобиля удался! И черты базового автомобиля НИВА остались узнаваемы.

niva bronto niva_bronto_02

Пока изготавливалась оснастка для стеклопластиковых деталей, первый кузов будущего автомобиля прошёл по окрасочному конвейеру сборочно-кузовного производства АВТОВАЗ, где окрашивались все кузова БРОНТО. Проверка верхних габаритов труб каркаса показала, что запаса по высоте недостаточно, после чего было принято решение: переднюю трубу и задние трубы делать съёмными, оставив интегрированной в каркас кузова только наклонную центральную дугу каркаса безопасности, соединяющую опоры пружин задней подвески и боковины с верхним перекрестием задней стойки проёма двери и крыши.

Сертификация
Проектная группа колдовала над опытным образцом будущего автомобиля, а тем временем ему пора дать обозначение, как любой модификации, без чего невозможно задокументировать технические решения и сертифицировать новый тип транспортного средства.

Регистрация нового автомобиля с открытым кузовом произошла 31 июля 1998 года в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ), где регистрируются все российские автомобили. В присутствии главного конструктора ОАО «ПСА «БРОНТО» Сергея Самойлова данной модификации был присвоен индекс модели «212183» в семействе полноприводных автомобилей ВАЗ-2121.

niva bronto

Затем, имея на руках подробное техническое описание нового автомобиля, были проведены переговоры о необходимых и достаточных сертификационных испытаниях на автополигоне Научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) в подмосковном городе Дмитрове, куда для идентификации и испытаний были доставлены своим ходом два симпатичных автомобиля. За рулём одного из них находился водитель-испытатель Олег Фёдоров, а другим управлял автор настоящих воспоминаний.

Будущий автомобиль БРОНТО-212183 должен соответствовать не только всем требованиям по безопасности, действующим в Российской Федерации, но и европейским требованиям, которым соответствовал базовый автомобиль НИВА. И в этом ему помогли результаты сертификационных испытаний автомобилей ВАЗ-2121, 21213, 21214 и БРОНТО-212180, потому, что он тоже родом из семейства автомобилей НИВА. Однако, требовалось доказать, что прочность открытого кузова, каркас которого претерпел изменения, достаточна, чтобы защитить пассажиров при опрокидывании. Кроме этого, требовалось установить задние боковые ремни безопасности на дополнительных трубах каркаса в местах отсутствующих задних стоек боковин и обеспечить нормативную прочность их точек крепления. Срочно был подготовлен кузов для проведения этих разрушающих испытаний, положительные результаты которых позволили успешно завершить сертификацию. И 25 августа 1998 года было получено Одобрение типа транспортного средства № РОСС RU.МТ25.Е00008 на малую партию до 150 штук.

ЛАНДОЛЕ
Собственное имя автомобиль с открытым кузовом получил ещё при рождении. Этому предшествовали бурные споры по поводу типа нового кузова: кабриолет это или что-то другое.

Открытый кузов не подходил ни под одно определение типовых кузовов, известных по литературным источникам, опубликованным в России. Кабриолетом его считать тоже было бы неправильно, так как над передним рядом сидений крыша была несъёмной и отсутствовали боковые двери.

Наведя исторические справки, предложил имя «ЛАНДОЛЕ» новому автомобилю один из его соавторов, инженер-кузовщик Владимир Черненко.

Во французском местечке Ландо местные каретные мастера изготавливали конные экипажи с открытым в задней части кузовом. Над задними сидениями располагался откидывающийся назад тент, который раскладывался только во время дождя, а остальное время не мешал пассажирам наслаждаться природой.

niva bronto

Переозвученное на русский лад французское слово «ЛАНДОЛЕ» прикрепилось к новому автомобилю крепко. В январе 1999 года была подана заявка на промышленный образец и позднее был получен Патент № 47349.

Patent Patent_02

Выставки
Производство автомобилей ЛАНДОЛЕ для заказчика из Германии не состоялось по трагической причине. Контракт был успешно выполнен и оба автомобиля были приняты заказчиком, но вскоре Дитмар Крамер умер. Эмблемы слона, заказанные им для его парка прокатных автомобилей, представленные на пластилиновом макете, и его экспортное название автомобиля «ЭЛЬЭФА-ФАНКАР», к сожалению, не пригодились.

Но идея Дитмара Крамера оказалась привлекательной для российского курортного бизнеса. Многие крупные санатории и пансионаты черноморского побережья и кавказских минеральных вод приобрели прогулочные автомобили ЛАНДОЛЕ. Однако производство ЛАНДОЛЕ для российского рынка было штучным и выполнялось по индивидуальным заказам. Он оказался дорогим в изготовлении, что не могло быть иначе, так как требовалось высокое качество отделки: интерьер и экстерьер путались местами, жёсткие требования предъявлялись к качеству лакокрасочного покрытия декоративных стеклопластиковых накладок и самого кузова, отделочные материалы салона должны быть непромокаемыми и не впитывающими дорожной пыли.

Компаньон и референт Дитмара Крамера по проекту «ЛАНДОЛЕ», журналист из Швейцарии Андреас Швандер продолжил сотрудничество с ОАО «ПСА «БРОНТО», но уже в области производства электромобилей для туристических и парковых зон, заказчиком которых для Швейцарии стал Мариус Румо.

Andreas_Schwander electromobil

С 1998 года автомобиль ЛАНДОЛЕ стал обязательным участником московских автосалонов в составе экспозиции АВТОВАЗ, привлекая всеобщее внимание как красивое украшение.

niva_landole

Понравился ЛАНДОЛЕ и Московскому цирку Юрия Никулина на Цветном бульваре. Специалисты ОАО «ПСА «БРОНТО» и ОАО «АВТОВАЗ» в тесном сотрудничестве и с большим энтузиазмом изготовили ЛАНДОЛЕ специально для медведей, а замечательные дрессировщики, народные артисты России Ольга и Виктор Кудрявцевы научили своих питомцев управлять этим автомобилем.

niva_landole_circus

До сих пор цирковой автомобиль поддерживается в исправном состоянии силами ОАО «ПСА «БРОНТО» и его московских представителей. В 2011 году автомобиль с 10-ти летним стажем эксплуатации прошёл очередное техническое обслуживание в ООО «Линия-Авто», персонал которого и его директор Армен Бильбулян с большим энтузиазмом и пониманием подключились к судьбе этого автомобиля. До сих пор цирковой ЛАНДОЛЕ с эмблемой АВТОВАЗ участвует в ежедневных представлениях на арене цирка Юрия Никулина, а также регулярно выезжает на зарубежные гастроли.

niva_landole_camouflage

Последний образец ЛАНДОЛЕ в комплектации для грунтовых дорог с окраской «камуфляж» демонстрировался в 2010 году на полосе препятствий в городе Жуковский на выставке «РОСТЕХНОЛОГИИ» так же в составе экспозиции АВТОВАЗ, после чего был выкуплен друзьями президента Абхазии и подарен Сергею Багапшу ко дню рождения.

 Sergey Bagapsh

Прощай, ЛАНДОЛЕ!

С.А.Самойлов

Поделиться новостью

Ссылки